АтомПро - Лицензии Ростехнадзора (ГАН) и Лицензии Росатома (Минатома), МЧС

О компании АтомПроЛицензии Ростехнадзора, Росатома и МЧСДокументы Ростехнадзора и РосатомаВопросы и ответы по лицензиям ГАН и МинатомаНовости Ростехнадзора и РосатомаАтомПро - контакты
 



Правительство РФ утвердило правила расследования причин аварий в электроэнергетике



Правительство РФ постановлением от 28 октября N846 в соответствии с федеральным законом "Об электроэнергетике" утвердило правила расследования причин аварий в электроэнергетике. Текст постановления размещен на сайте правительства.

Министерству энергетики РФ поручено в 3-месячный срок со дня вступления в силу постановления разработать и утвердить: форму акта о расследовании причин аварий в электроэнергетике и порядок ее заполнения; форму отчета об авариях в электроэнергетике и порядок ее заполнения; порядок передачи оперативной информации об авариях в электроэнергетике.

Министерству природных ресурсов и экологии РФ по согласованию с Министерством энергетики Российской Федерации в 3-месячный срок со дня вступления в силу постановления необходимо разработать и утвердить порядок формирования комиссий по расследованию причин аварий в электроэнергетике.

Расследование причин чрезвычайных ситуаций, возникших вследствие аварий на объектах электроэнергетики и /или/ энергопринимающих установках потребителей электрической энергии, осуществляется в порядке, установленном законодательством РФ в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору за соблюдением требований безопасности в электроэнергетике, либо его территориальный орган осуществляет расследование причин аварий, в результате которых произошли:

а/ повреждение магистрального трубопровода тепловой сети в период отопительного сезона, если это привело к перерыву теплоснабжения потребителей в течение 36 часов и более;

б/ повреждение энергетического котла паропроизводительностью 100 тонн в час и более или водогрейного котла производительностью 50 гигакалорий в час и более с разрушением, деформацией или смещением элементов каркаса, барабана, главного паропровода или питательного трубопровода, если такое повреждение привело к вынужденному простою в ремонте котла в течение 25 суток и более;

в/ повреждение турбины генератора или силового трансформатора номинальной мощностью 10 МВт /10 МВА/ и более, если такое повреждение привело к вынужденному простою в ремонте оборудования в течение 25 суток и более;

г/ обрушение несущих элементов технологических зданий, сооружений объекта электроэнергетики и /или/ энергопринимающей установки, в том числе произошедшее вследствие взрыва или пожара, если такое обрушение привело к введению аварийного ограничения режима потребления электрической энергии /мощности/;

д/ повреждение гидротехнического сооружения, приведшее к нарушению его безопасной эксплуатации и вызвавшее понижение уровня воды в водохранилище /реке/ или повышение его в нижнем бьефе за предельно допустимые значения;

е/ взрыв газа в газифицированной топке или газоходе энергетического котла паропроизводительностью 100 тонн в час и более или водогрейного котла производительностью 50 гигакалорий в час и более, вызвавший их местные разрушения /повреждения/ или пожар на объекте электроэнергетики.

ж/ отклонение частоты электрического тока в энергосистеме или ее части за пределы: 50,00+/-0,2 Гц продолжительностью 3 часа и более; 50,00+/-0,4 Гц продолжительностью 30 минут и более;

з/ массовые отключения или повреждения объектов электросетевого хозяйства /высший класс напряжения 6 - 35 Кв/, вызванные неблагоприятными природными явлениями, если они привели к прекращению электроснабжения потребителей общей численностью 200 тыс. человек и более;

и/ отключение генерирующего оборудования или объекта электросетевого хозяйства, приводящее к снижению надежности энергосистемы, включая: разделение энергосистемы на части, выделение отдельных энергорайонов РФ на изолированную от Единой энергетической системы России работу /при отключении всех электрических связей с Единой энергетической системой России/; превышение максимально допустимых перетоков мощности в контролируемом сечении длительностью 1 час и более; применение графиков временных отключений суммарным объемом 100 МВт и более или прекращение электроснабжения на величину 25 и более процентов общего объема потребления в операционной зоне диспетчерского центра; внеплановое ограничение выдачи мощности электростанцией на срок более 1 суток на величину 100 МВт и более;

к/ отключение объектов электросетевого хозяйства /высший класс напряжения 110 кВ и выше/, генерирующего оборудования мощностью 100 МВт и более на 2 и более объектах электроэнергетики, вызвавшее прекращение электроснабжения потребителей электрической энергии, суммарная мощность потребления которых составляет 100 МВт и более, продолжительностью 30 минут и более;

л/ нарушения в работе противоаварийной или режимной автоматики, в том числе обусловленные ошибочными действиями персонала, вызвавшие отключение объекта электросетевого хозяйства /высший класс напряжения 110 кВ и выше/, отключение /включение/ генерирующего оборудования, суммарная мощность которого составляет 100 МВт и более, или прекращение электроснабжения потребителей электрической энергии, суммарная мощность потребления которых составляет 100 МВт и более;

м/ нарушение в работе электрических сетей, приведшее к отклонению частоты на шинах распределительного устройства атомной электростанции /высший класс напряжения 110 - 750 Кв/ от пределов нормальной эксплуатации, установленных технологическим регламентом эксплуатации атомных электростанций /49,0 - 50,5 Гц/;

н/ нарушение работы средств диспетчерского и технологического управления, приводящее к прекращению связи /диспетчерской связи, передачи телеметрической информации или управляющих воздействий противоаварийной или режимной автоматики/ между диспетчерским центром субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, объектом электроэнергетики и /или/ энергопринимающей установкой продолжительностью 1 час и более.

Собственник, иной законный владелец объекта электроэнергетики и /или/ энергопринимающей установки либо эксплуатирующая их организация выясняют причины возникновения аварий, в результате которых произошли:

а/ повреждение основного оборудования электростанции, а также отключение такого оборудования действием автоматических защитных устройств или оперативным персоналом вследствие недопустимых отклонений технологических параметров или ошибочных действий оперативного персонала;

б/ отключение вспомогательного оборудования электростанции действием автоматических защитных устройств или оперативным персоналом вследствие недопустимых отклонений технологических параметров или ошибочных действий оперативного персонала, повлекшее ограничение располагаемой мощности электростанции на величину 50 МВт и более;

в/ повреждение объекта электросетевого хозяйства /высший класс напряжения 6 кВ и выше/, а также отключение такого объекта действием автоматических защитных устройств или оперативным персоналом вследствие недопустимых отклонений технологических параметров или ошибочных действий оперативного персонала, в том числе вызвавшее обесточивание резервных трансформаторов собственных нужд атомной электростанции;

г/ повреждение гидросооружения, требующее проведения внепланового ремонта;

д/ повреждение тепловой сети или оборудования котельной, вызвавшее прекращение теплоснабжения и /или/ горячего водоснабжения потребителей тепловой энергии;

е/ нарушение, приводящее к потере управляемости объекта электроэнергетики /потеря питания собственных нужд, оперативного тока, давления в магистралях сжатого воздуха, систем управления оборудованием/ продолжительностью 1 час и более;

ж/ неправильные действия защитных устройств и /или/ систем автоматики;

з/ вывод из работы электрооборудования системы электропитания атомной электростанции действием устройств релейной защиты и автоматики от повышения напряжения или оперативным персоналом вследствие недопустимых отклонений параметров режима /напряжения и частоты/ электрических сетей;

и/ нарушение режима работы электростанции, вызвавшее превышение лимитов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в 5-кратном объеме и более или лимитов предельно допустимых сбросов загрязняющих веществ в водные объекты в 3-кратном объеме и более, продолжительностью более 1 суток.

Результаты расследования аварий направляются собственниками, иными законными владельцами объектов электроэнергетики и /или/ энергопринимающих установок, на которых произошла авария, либо эксплуатирующими их организациями субъекту оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике.

Собственник, иной законный владелец объекта электроэнергетики и /или/ энергопринимающей установки либо эксплуатирующая их организация незамедлительно уведомляют о возникновении аварии диспетчерский центр субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, в операционной зоне которого находятся объект электроэнергетики и /или/ энергопринимающая установка, а также уполномоченный орган в сфере контроля и надзора в электроэнергетике в соответствии с порядком передачи оперативной информации об авариях в электроэнергетике, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса, в том числе по вопросам электроэнергетики.

Решение о расследовании причин аварии принимается не позднее 24 часов с момента получения уполномоченным органом в сфере контроля и надзора в электроэнергетике информации об аварии. Уполномоченный орган в сфере контроля и надзора в электроэнергетике, принявший решение о расследовании причин аварии, уведомляет об этом уполномоченный орган в сфере электроэнергетики в срок не позднее 48 часов с момента принятия такого решения.

Приказом руководителя уполномоченного органа в сфере контроля и надзора в электроэнергетике оформляется решение о расследовании причин аварии, создается комиссия по расследованию причин аварии и определяется ее состав. Председателем комиссии назначается должностное лицо уполномоченного органа в сфере контроля и надзора в электроэнергетике.

В случае необходимости срок проведения расследования причин аварии может быть продлен руководителем уполномоченного органа в сфере контроля и надзора в электроэнергетике, но не более чем на 45 дней.

Результаты расследования причин аварий оформляются актом о расследовании причин аварии, форма и порядок заполнения которого утверждаются уполномоченным органом в сфере электроэнергетики.

Акт расследования должен содержать следующую информацию:

а/ описание состояния и режима работы объектов электроэнергетики и /или/ энергопринимающих установок до возникновения аварии и во время аварии;

б/ описание причин возникновения аварии и ее развития;

в/ описание действий оперативного персонала и должностных лиц субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии, послуживших предпосылками и /или/ причинами возникновения аварии;

г/ описание выявленных в ходе расследования нарушений требований нормативных правовых актов в области электроэнергетики, в том числе установленных норм и правил эксплуатации объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок, а также технических регламентов;

д/ перечень и описание повреждений оборудования объектов электроэнергетики и /или/ энергопринимающих установок;

е/ описание выявленных в ходе расследования недостатков эксплуатации, проекта, конструкции, изготовления и монтажа оборудования, явившихся предпосылками аварии или затруднявших ее ликвидацию;

ж/ перечень противоаварийных мероприятий.

К акту расследования прилагаются все материалы расследования, полученные в процессе работы комиссии.

Акт расследования составляется в двух экземплярах и подписывается всеми членами комиссии. При несогласии отдельных членов комиссии их особое мнение прилагается к акту расследования.

Копии акта расследования в 3-дневный срок после окончания расследования со всеми приложениями направляются председателем комиссии субъектам электроэнергетики и потребителям электрической энергии, на объектах электроэнергетики и /или/ энергопринимающих установках которых произошла авария, субъекту оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, а также могут быть направлены членам комиссии по их запросу.

Контроль за выполнением противоаварийных мероприятий и предписаний, вынесенных по результатам расследования причин аварий, осуществляется уполномоченным органом в сфере контроля и надзора в электроэнергетике. В проведении контроля участвует субъект оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике.

Собственник, иной законный владелец объекта электроэнергетики и /или/ энергопринимающей установки либо эксплуатирующая их организация представляют сводный ежемесячный отчет об авариях в электроэнергетике в уполномоченный орган в сфере контроля и надзора в электроэнергетике, уполномоченный орган в сфере электроэнергетики, а также субъекту оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике.

Систематизация информации об авариях в электроэнергетике осуществляется субъектом оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике путем ведения базы данных об авариях раздельно в отношении генерирующих компаний, сетевых организаций и потребителей электрической энергии.

Электронные копии актов расследования включаются в базу данных об авариях в электроэнергетике.

Материалы расследования аварий после проведения анализа могут быть использованы при планировании режимов работы объектов электроэнергетики и /или/ энергопринимающих установок и разработке мер по обеспечению надежного и безопасного функционирования объектов /установок/, в том числе в составе энергосистемы.

 

Источник: prime-tass.ru



читать все новости



Пришлите нам свою новость или статью





Если Вы узнали важную новость или прочитали интересную статью, но их нет на нашем сайте, пришлите нам ее текст на электронную почту ap@atompro.ru , и мы ее опубликуем.
Мы также с радостью опубликуем статьи или аналитические материалы, написанные Вами лично, в этом случае все авторские права останутся за Вами. 
 

Главная новость




Миссия OSART МАГАТЭ отметила приверженность безопасности Ленинградской АЭС

 30 ноября 2017 г. команда по проверке эксплуатационной безопасности (OSART) МАГАТЭ подвела итоги 17-дневной миссии по оценке эксплуатационной безопасности на энергоблоке №4 атомной станции с водоохлаждаемыми реакторами с графитовым замедлителем (РБМК-1000), подключенном к сети в 1981 году.  






читать дальше

 

Телефон АтомПро (495) 545-8490